
Новости
12 мая 2022 года на заседании Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
депутатский корпус рассмотрел девять вопросов.

В первом чтении были приняты шесть
законопроектов.
Председатель Верховного Суда Республики
Беларусь Сукало В.О. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты
представителей по национальной безопасности Дубов А.В. представили проект
Закона «Об изменении
Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» (по вопросам
апелляционного и надзорного производства).
Предметом правового регулирования проекта
являются нормы разделов, касающихся производства по пересмотру приговоров,
определений, постановлений, не вступивших в законную силу (апелляционное производство),
и производства по пересмотру вступивших в законную силу приговоров,
определений, постановлений (надзорное производство) Уголовно-процессуального
кодекса Республики Беларусь.
О проекте Закона «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь»(по
вопросам специального производства) доложили Председатель Следственного
комитета Республики Беларусь Гора Д.Ю. и член Постоянной комиссии Палаты
представителей по национальной безопасности Ленчевская М.А.
Целью подготовки проекта является введение
в национальный уголовный процесс института «специального производства» путем
установления в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь порядка
досудебного производства и судебного рассмотрения уголовных дел в отношении
обвиняемого, находящегося вне пределов Республики Беларусь, о преступлениях
против мира и безопасности человечества, против государства, а также ряда иных
преступлений, совершение которых влечет угрозу национальной безопасности.
С докладом о проекте Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности выступил заместитель Министра архитектуры и
строительства Республики Беларусь Ананич А.И., с содокладом — председатель
Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству
Николайкин В.П.
Законопроект разработан в целях
совершенствования и упрощения требований к архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности, минимизации административных процедур и
вмешательства государственных органов в строительную деятельность.
В целом документ направлен на обобщение и
актуализацию нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной
и строительной деятельности и обеспечение более эффективного правового
регулирования отношений в данной сфере.
Министр по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь Синявский В.И. представил проект Закона «О регулировании безопасности при
использовании атомной энергии» (содокладчик —заместитель председателя
Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности,
топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Панасюк В.В.).
Законопроект направлен на укрепление и
поддержание должного уровня ядерной и радиационной безопасности при
использовании атомной энергии.
Для этой цели в законопроекте
предусмотрено:
комплексное регулирование общественных
отношений в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии
на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии;
разграничение и усиление ответственности
уполномоченных республиканских органов государственного управления, вовлеченных
в процесс принятия решений по управлению и регулированию безопасности при
использовании атомной энергии;
выполнение международных обязательств
Республики Беларусь по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
В законопроекте также закрепляются
рекомендованные МАГАТЭ принципы по безопасности при использовании атомной энергии.
Планируется, что в последующем эти
принципы послужат основой совершенствования законодательства для достижения
сбалансированного подхода в нормотворческом процессе и позволят сократить
разрыв между требованиями законодательства и правоприменением.
Приоритет безопасности при использовании
атомной энергии, также закрепленный в законопроекте, будет способствовать
безусловному повышению уровня ядерной и радиационной безопасности, обеспечению
защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также охраны
окружающей среды, укреплению имиджа Республики Беларусь на международной арене
как страны, разделяющей современные международные требования к безопасности.
С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О
государственно-частном партнерстве» выступил Министр экономики Республики
Беларусь Червяков А.В., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты
представителей по экономической политике Насеня А.В.
Положения законопроекта направлены на
совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнерства.
При его подготовке учитывались практические вопросы рассмотрения документации
пилотного проекта по реконструкции и техническому обслуживанию объекта
«Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище) — Гомель —
Кобрин км 109,9 — км 195,15» и актуальный международный опыт правового
регулирования правоотношений в данной сфере.
Законопроектом предлагаются меры по
оптимизации функций и полномочий государственных органов в сфере
государственно-частного партнерства, направленные на сокращение
подготовительного периода и ускорение начала реализации проектов.
Закрепляется возможность заключения
соглашения о государственно-частном партнерстве путем проведения прямых
переговоров без проведения конкурса. В связи с этим уточняются полномочия
комиссии по проведению конкурса, компетенция Правительства Республики Беларусь
по определению порядка организации и проведения прямых переговоров.
Упорядочивается ряд иных процедурных
вопросов подготовки и принятия решений о реализации проектов
государственно-частного партнерства.
Министр труда и социальной защиты
Республики Беларусь Костевич И.А. рассказала об основных положениях проекта
Закона «Об изменении законов по вопросам
государственного социального страхования» (содокладчик — заместитель
председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным
вопросам Семенчук О.А.).
Проектом Закона вносятся изменения в
законы Республики Беларусь «Об основах государственного социального
страхования», «О профессиональном пенсионном страховании», «О государственных
пособиях семьям, воспитывающим детей», «О взносах в бюджет государственного
внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» с целью
приведения их в соответствие с решением республиканского референдума от 27
февраля 2022 года о принятии изменений и дополнений в Конституцию Республики
Беларусь, положениями Указа Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021
г. № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии»,
Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса
Республики Беларусь об образовании», Закона Республики Беларусь от 31 декабря
2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», а также с
учетом правоприменительной практики.
Проектом Закона:
определяется новая категория физических
лиц — это плательщики налога на профессиональный доход (физические лица,
которые получают доход от деятельности, при осуществлении которой они не имеют
работодателя и не привлекают иных лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым
договорам, если иное не установлено законодательными актами);
устанавливается обязательное участие в
системе государственного социального страхования физических лиц — плательщиков
налога на профессиональный доход (при этом сохраняется порядок добровольного
права участия в системе государственного социального страхования физических
лиц, осуществляющих деятельность, не относящуюся к предпринимательской,
являющихся плательщиками единого налога либо ремесленного сбора);
исключается отдельная категория
плательщиков обязательных страховых взносов — творческие работники и граждане,
выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются
оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной
собственности, у физических лиц (в целях избежания двойного участия в системе
государственного социального страхования);
отменяются льготы по уплате взносов в
бюджет фонда для индивидуальных предпринимателей, которые состоят в трудовых
отношениях, отношениях, основанных на членстве (участии) в юридических лицах
любых организационно-правовых форм; являются собственниками имущества
(участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции
руководителей этих юридических лиц и за которых в соответствии с
законодательством уплачиваются обязательные страховые взносы;
предусматривается увеличение минимального
периода обращения за назначением досрочной профессиональной пенсии;
закрепляется обязанность застрахованного
лица, которому назначена профессиональная пенсия, возвращать суммы досрочной
профессиональной пенсии, излишне выплаченной через банк после наступления
обстоятельств, влекущих приостановление ее выплаты;
исключаются периоды определения среднего
заработка для назначения пособия по беременности и родам;
устанавливается порядок определения дохода
для физических лиц — плательщиков налога на профессиональный доход с учетом
применяемых размеров взносов на пенсионное страхование для иных категорий
физических лиц, самостоятельно уплачивающих взносы в бюджет фонда;
устанавливается пониженный размер взносов
работодателей на пенсионное страхование, перечисляемых за работающих граждан,
участвующих в добровольном накопительном страховании дополнительной пенсии;
предоставляется право на установление иных
размеров взносов в бюджет фонда Президенту Республики Беларусь.
Во втором чтении был рассмотрен
законопроект «О государственной службе».
Его депутатам в Овальном зале представил председатель Постоянной комиссии
Палаты представителей по государственному строительству, местному
самоуправлению и регламенту Семеняко В.М.
Законопроектом предлагается:
закрепление целостной системы
государственной службы, которая включает в себя государственную гражданскую
службу, военную службу, службу в военизированных организациях;
закрепление обновленной системы классов
для государственных гражданских служащих, в соответствии с которой каждой
гражданской должности будет соответствовать один определенный класс
гражданского служащего. Для гражданских служащих устанавливается высший класс,
который предлагается разделить на три ранга, что позволит дифференцировать
классы государственных служащих в зависимости от уровня напряженности работы и
ответственности, а также 9 классов, из которых 9-й класс низший.
Законопроектом предусматривается также
усиление требований к дисциплине и ответственности гражданских служащих:
определяется понятие служебной дисциплины;
закрепляется общее требование к этическому
поведению гражданских служащих;
вводится новая мера дисциплинарного
взыскания — строгий выговор;
устанавливается запрет на прием на
гражданскую службу лиц, уволенных по любым дискредитирующим обстоятельствам, в
течение двух лет после такого увольнения, а также возможность нахождения на
гражданской службе лиц, имеющих гражданство другого государства, в случаях,
предусмотренных международными договорами.
Проектом регламентируются особенности
службы лиц, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы
государства.
В целях повышения профессионализма
гражданских служащих в проекте Закона закрепляется периодичность прохождения
гражданскими служащими повышения квалификации или стажировки, как правило, один
раз в три года, но не реже одного раза в пять лет.
При доработке проекта Закона ко второму
чтению в Палате представителей в соответствии с поручением Главы государства
включены следующие нормы:
о лишении гражданского служащего, в том
числе бывшего, права на получение пенсии за выслугу лет в случае совершения
отдельных преступлений;
о предоставлении права гражданскому
служащему, переезжающему в другую местность, на внеочередное улучшение жилищный
условий долевым способом в любом населенном пункте, если таковое право не
реализовано им в населенном пункте по месту направления на работу, при стаже
госслужбы не менее 10 лет.
Также проектом Закона предусматривается,
что гражданские служащие, занимающие должности, включенные в кадровые реестры,
достигшие предельного возраста пребывания на гражданской службе, с их согласия
могут быть оставлены на гражданской службе на срок до пяти лет.
Кроме того, парламентарии рассмотрели два
законопроекта о ратификации международных соглашений.
О проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении дополнения в Соглашение между
Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о
взаимных безвизовых поездках граждан Республики Беларусь и граждан Республики
Армения» доложили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь
Шестаков Е.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты
представителей по аграрной политике Кравцов С.В.
В соответствии с Протоколом Правительство
Республики Беларусь и Правительство Республики Армения согласились, что
граждане государства одной стороны в течение 30 дней, начиная с даты въезда на
территорию государства другой стороны, освобождаются от обязанности регистрации
(постановки на учет по месту пребывания) в компетентных органах государства
стороны пребывания.
В случае пребывания гражданина государства
одной стороны на территории государства другой стороны свыше 30 дней, указанный
гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в
компетентных органах государства стороны пребывания в соответствии с ее
законодательством.
Министр внутренних дел Республики Беларусь
Кубраков И.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты
представителей по международным делам Гайдукевич О.С. представили проект Закона«О ратификации Соглашения между
Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о
реадмиссии».
Соглашение между Правительством Республики
Беларусь и Правительством Республики Армения о реадмиссии было подписано 8
октября 2021 года в г. Минске в целях определения порядка передачи, принятия и
возврата лиц, находящихся на территории государств договаривающихся сторон в
нарушение порядка въезда, выезда, пребывания и проживания иностранных граждан и
лиц без гражданства.
Действия Соглашения распространяются на
граждан третьих государств и лиц без гражданства, находящихся на территориях
Республики Беларусь и Республики Армения в нарушение законодательства этих
государств по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц
без гражданства.
В Соглашении определены компетентные органы, ответственные за реализацию настоящего международного договора. В нем содержатся правила, определяющие содержание и порядок направления запроса о реадмиссии или транзите, сроки направления и рассмотрения данных запросов, условия передачи лиц с сопровождением, в том числе в случае транзита граждан третьих государств и лиц без гражданства, а также порядок осуществления взаиморасчетов, связанных с выполнением настоящего Соглашения.Компетентными органами, ответственными за реализацию Соглашения, от Республики Беларусь определены Министерство внутренних дел и Государственный пограничный комитет, от Республики Армения — Миграционная служба Министерства территориального управления и инфраструктур Республики Армения.